Ло́хнер Стефан (Lochner) (около 1410-51), немецкий живописец. Позднеготический спиритуализм образов, некоторые архаические приёмы сочетал с любовно-поэтической передачей красоты реального мира («Богоматерь в беседке из роз», 1440-е гг.).
* * *
ЛОХНЕР Стефан - ЛО́ХНЕР (Lochner) Стефан (ок. 1400, Мерсбург-ам-Бодензее, Баден - 1451, Кельн), немецкий художник, один из крупнейших немецких живописцев переходного - от готики к Возрождению - периода.
Сведения о его жизни крайне скудны, так что творческая биография Лохнера воссоздается в основном не на базе документов, а посредством историко-стилистического анализа. Уроженец маленького городка в Констанцком епископстве, он упоминается в кельнских документах между 1442 и 1451, обосновался же он в городе, несомненно, значительно раньше, ок. 1430. В 1447 стал членом городского совета.
Судя по стилистическим аналогиям, Лохнер хорошо изучил прирейнскую живопись, в том числе церковные образы крупнейшего вестфальского живописца начала 15 в. Конрада из Зеста, а также имел возможность вплотную познакомиться с новациями старонидердандского искусства. Ранее полагали даже, что он непосредственно учился у т. н. «Флемальского мастера» (Р. Кампена (см. КАМПЕН Робер)), но теперь эта гипотеза отвергнута; в любом случае можно с уверенностью утверждать, что он побывал в Нидерландах, где видел знаменитый Гентский алтарь братьев ван Эйк (см. ЭЙК) (1432).
Средневековые, еще сугубо готические черты - «иконная» отрешенность фигур от мира, скупость натурных деталей (хотя порою очень выразительных), обильное использование золота, рельефная отделка орнаментов - сочетаются у него с предренессансными элементами (лирическая задушевность миловидных ликов, стремление придать пространству иллюзорную трехмерность, зачатки световоздушной перспективы и светотеневой моделировки). Благодаря замечательному композиционному и в особенности колористическому мастерству противоречия между старым и новым у Лохнера в итоге снимаются, составляя удивительное живописное единство: к примеру, сияние золота не доминирует над прочими красками, как в традиционной иконе, но сияет наравне с ними.
Среди произведений, которые можно приписать Лохнеру с достаточной определенностью - «Страшный суд» (ок. 1435), «Мадонна в беседке из роз» (ок. 1435-40), соборный алтарь (или Алтарь святых покровителей Кельна, 1440-е), «Богоматерь с фиалкой» (ок.1443), «Принесение во храм» (1447).